Простая последовательность |
|
Несмотря на предположения, которые могут возникнуть у вас при прочтении названия мастерской Sound Performance, эти ребята занимаются отнюдь не установкой сигнализаций, акустики и наклеиванием тонировочной пленки. Никаких полок с хромированными литыми дисками в витрине, никаких расписанных аэрографом призеров соревнований по звуку из середины 90-хх напротив входа. Здесь, в Бенсенвилле, штат Иллинойс, вы обнаружите практически все современные мощные автомобили, доработанные вплоть до дверных ручек и развивающие такую мощность, какую в других мастерских получают путем сложения потенциала всех лучших проектов. Именно модели Supra мастерская SP обязана хорошей репутацией по части преумножения мощностей (их проект для драга на базе этого купе развивает 1 500 л.с.), причем за 21 год работы вдохновение у ребят не иссякло, и они продолжают отыскивать новые способы модификации авто. Можете спросить у Ли Кабелоф из города Троя, штат Мичиган. Его JZA80 здесь в третий раз.
Эта Supra всегда была «своей» для мастеров Sound Performance. Предыдущий владелец машины, Ден Солето, купил ее в 2001 году у первоначального собственника и сразу же пригнал в SP для доработки. Готовые к установке комплекты, такие как раздвоенный воздушный фильтр K&N, 4-дюймовый титановый выпуск за турбиной, подвеска Tein Flex, расширяющий боди-кит TRD и полностью перетянутый салон, обеспечили этой красавице репутацию самой крутой Toyota Supra в Чикаго, что затем повторилось через пару лет, когда ее турбосистема получила одну турбину вместо прежних двух, с расчетной мощностью 700 л.с., кузов был полностью перекрашен в серый металлик Coarse Gray, а салон был оформлен в черном цвете (до этого он был пурпурно-красным) и обзавелся великолепной аудиосистемой. Все работы были выполнены силами Sound Performance. Машина столько времени находилась в мастерской, на динамометрическом стенде или на яме, что многие считали ее собственностью мастерской, бытовало мнение, будто это автомобиль владельца SP, Ларри Пребиса. «Дэну хватило мужества дать нам возможность воплотить в жизнь все наши безумные идеи и задумки при помощи его машины, — объясняет Ларри, — а это означало, что мы возились с ней практически каждый день».
Одна из таких «безумных идей» Ларри, вокруг которой годами велись ожесточенные споры, достигла точки кипения, когда о ней услышал Ли. «Мы с Дэном раздумывали над тем, как повысить мощность в диапазоне средних оборотов, — объясняет Ларри. — Появилась идея разработать улучшенную секвентальную систему на двух вертушках, но до осуществления задумки дело так и не дошло». После почти 10 лет владения автомобилем Дэн задумался о смене «колес». К счастью для нас, о том же подумал и Ли. А поскольку он был еще одним постоянным клиентом Sound Performance, то Ларри получил шанс воплотить-таки в жизнь все свои задумки, как только машина сменила хозяина. «Практически в тот же день, когда Ли купил эту Supra, мы с ним распотрошили моторный отсек и нарисовали план по внедрению секвентальной системы».
Первым делом мастера SP поставили задачу поработать над стоковым блоком — не то чтобы 2JZ не смог бы «переварить» большую мощность, но объем, увеличенный с 3 до 3,25 литра посредством установки агрессивного коленвала, поршней Wiseco и шатунов Pauter, позволил повысить мощность двигателя в диапазоне средних оборотов, быстрее раскручивать турбины, к тому же он выдерживает большую мощность. Над головкой блока также потрудились: каналы расточили под клапана Ferrea, которые шире штатных на 1 мм, дополненные пружинами и держателями пружин, сухарями замков клапанов и коромыслами того же производителя, установили изготовленные под заказ распределительные валы Crane и регулируемые разрезные шестерни Unorthodox Racing. Ну а затем началось настоящее веселье.
При взгляде на этот невероятно чистый рядный шестицилиндровый мотор с двумя турбинами 6262 Precision и их подводящими патрубками, расположившийся в моторном отсеке Supra, практически невозможно поверить в то, сколь массивная сеть патрубков, перепускных клапанов и выпускных трубок кроется под ним. Но еще сложнее понять, как все это работает. «Вообще-то, здесь все достаточно просто, — объясняет Ларри, — представьте как функционирует штатная секвентальная система, а затем просто увеличьте масштаб, делений этак на 10». В отличие от параллельной твин-турбовой системы, когда каждая из турбин запитывается отработавшими газами от трех определенных цилиндров, система, разработанная специалистами SP, имеет общий коллектор, позволяющий выхлопным газам от всех цилиндров раскручивать одну или обе турбины, в зависимости от фазы потока газа в вейстгейтах. Посмотрите как передний даунпайп Ys соединен с двумя поворотными клапанами вейстгейтов Turbonetics, от которых выходит уже один вейстгейт Tial диаметром 38 мм. На низких оборотах все вейстгейты закрыты, не пуская отработавшие газы к передней турбине и направляя тем самым все давление на раскрутку задней «улитки». Как только задняя турбина выходит на рабочее давление, открывается 38-мм вейстгейт Tial, пропуская часть газов к передней турбине. Она начинает потихоньку раскручиваться, не отбирая при этом мощность у задней «вертушки». По мере возрастания оборотов двигателя и давления наддува, в результате чего становится больше отработавших газов, каждый из поворотных клапанов вейстгейтов Turbonetics начинает постепенно открываться, пропуская все больше газов к передней турбине, раскручивая ее до рабочих оборотов. Затем наступает момент, когда обе турбины начинают нагнетать одинаковое давление. Ну и чтобы окончательно все усложнить, к работе подключается еще один общий вейстгейт Tial диаметром 60 мм (на фото его не видно), сбрасывая избыток давления при достижении пиковых значений.
Со стороны компрессии, как и со стороны трансмиссии, в этом уравнении все намного проще. Большинство из того, что было установлено Дэном (предыдущим владельцем Supra), как то четырехслойный интеркулер Greddy 600x300 мм, изготовленные под заказ мастерами Sound Performance патрубки интеркулера, корпус дросселя и впускной коллектор, карбоновое сцепление и облегченный маховик RPS, было оставлено. Управление топливной системой вверено шести инжекторам Precision с пропускной способностью 1 200 куб.см. и блоку управления двигателем ProEFI. В результате система выдает 1 022 л.с. на колесах и 1 093 Нм крутящего момента. При этом мощность в диапазоне низких и средних оборотов скорее типична для систем с вдвое меньшими пиковыми показателями. «Секвентальная система развивает 1,1 Бара уже на 3 600 оборотах, т.е. на одной турбине, — рассказывает Ларри. — Когда к работе подключается вторая, система выдает 635 лошадей по первому же требованию, что характерно скорее для вертушки С116».
«У нас были некоторые трудности, но сейчас система полностью настроена и радует надежностью, к тому же она становится весьма популярной, — говорит Ларри. — Сейчас мне совсем не хочется думать о том, сколько мне придется заплатить сборщику, Винсу Фиоре, за сверхурочную работу». Что же касается дальнейшей судьбы этого автомобиля: «Я бы хотел внедрить клапана Spool», — говорит Ларри, имея в виду очередную из своих безумных идей, строящуюся на твинскрольной турбине и соответствующем коллекторе, которые должны уменьшить время раскручивания турбины. Значит, Supra Ли снова перепишет все правила игры? «Он хочет вывести машину на трек, — говорит Ларри, — так что у проекта впереди еще масса интересного».
Мощность: 1 022 л.с. мощности на колесах, 1 093 Нм крутящего момента.
Двигатель: впускной коллектор, корпус дросселя, патрубки интеркулера, ап-пайп, даун-пайп, перегородки, двойной радиатор, трубки радиатора, строкер кит (обработанный коленвал; шатуны Pauter; поршни Wiseco под компрессию 9.0:1), секвентальная турбосистема (две турбины Precision Turbo billet 6262 , два 60-мм поворотных клапана вейстгейта Turbonetics, 60-мм вейстгейт Tial, 38-мм вейстгейт Tial "pre-spool", патрубок турбины, даун-пайпы), настройка, все Sound Performance; фронтальный четырехслойный интеркулер Greddy; клапана, держатели клапанов, коромысла, сухари и пружины Ferrea; распределительные валы Crane; регулируемый кулачковый механизм Unorthodox Racing, разрезные шестерни; 4-дюймовый титановый спортивный выпуск HKS; форсунки Precision с пропускной способностью 1 200 куб.см; крышка маслозаливной горловины TRD; эксклюзивные декоративные детали из карбона; блок управления двигателем ProEFI.
Трансмиссия: карбоновое сцепление, облегченный маховик RPS; цельный алюминиевый карданный вал Sound Performance.
Подвеска: койловеры Tein Flex; стабилизаторы поперечной устойчивости TRD.
Диски/покрышки: диски CCW 5W (19x9 дюймов спереди, 19x10,5 дюймов сзади).
Тормоза: комплект больших тормозов, армированные тормозные линии AP Racing.
Экстерьер: расширяющий боди-кит TRD (передний бампер, задний бампер, боковые юбки, передние арки, задние арки); капот Top Secret; карбоновый спойлер Rod Millen; лючок бензобака Sparco из алюминия.
Интерьер: черный салон от OEM Toyota Supra; сидения Cobra Milano; руль TRD.
Электроника: головное устройство Alpine IVA-0310; колонки JL Audio speakers (6 штук), усилители JL Audio (2 штуки); буст-контроллер Blitz SBC-iD (2 штуки).
Проголосуйте за статью (средний бал 5, голосовало 8)
|